Verification: b3ff0f7c5b906f0a

СМИ о Ксении Царегородцевой

Печатные издания
Журнал "Театральный альманах Art Center Curium Dance"
Дата печати 26.03.2024
«Анюта» в Мариинском театре
Автор: Ксения Царегородцева
ссылка на издание
Мариинский театр можно поздравить! Теперь в его репертуаре еще одна Анна. Кроме балета «Анна Каренина» в декабре месяце 2023 года состоялась долгожданная премьера балета «Анюта». Говорить о том, что это прекрасный балет на музыку Валерия Гаврилина в постановке Владимира Васильева – это ничего не сказать.

История создания этого балета скорее не типична. Сначала была создана телеверсия данного балета в 1982 году, где режиссером стал Александр Белинский, а хореографом Владимир Васильева и только потом постановка перенесена на сцену. Самое интересное даже премьера этого русского, по всем меркам, балета состоялась не в России, а в Италии, в неаполитанском театра Сан-Карло 21 января 1986 года.

На сцену Большого театра «Анюта» перенесена 31 мая 1986 года. С первого представления – неиссякаемый интерес публики. Несмотря на то, что у Владимира Васильева есть другие телеверсии балетов, такие как «Галатея» и «Дом у дороги» они не перенесены на сценические подмостки, в отличии от «Анюты». Этот балет имеет невероятный успех до сих пор, обретя достойное место во многих балетных театрах России, каждое представление проходит с большим успехом.

Мне посчастливилось танцевать в этом балете, когда его ставили в Марийском Государственном Академическом театре оперы и балета им. Эрика Сапаева. Танцевала одну из троих цыганок, которые разбавляли «провинциальные» картины яркими костюмами и зажигательными танцами. Я полюбила этот балет всем сердцем и каждый раз смотря его, находила новые нюансы в хореографии и музыке, которые с первого раза возможно и не заметить. Поэтому, когда узнала о предстоящей премьере этого балета, при первой же возможности пришла на него.

Если говорить в целом, то, наверное, феномен этого спектакля связан с тем, что тут совпало все: и музыка, и драматургия, и хореография. В этом балете, под легкую к восприятию музыку, хореограф интерпретирует чеховский сюжет «Анна на шее» о сложном выборе в жизни, который делаем мы сами, о поступках, за которые мы должны взять на себя ответственность, о любви, тщеславии и многом другом.

И вроде простой и понятный сюжет, но у каждого героя свой, достаточно сложный психологический портрет, который Владимир Васильев передал в хореографии и хорошо подобранной музыкой Валерия Гаврилина. Ведь музыка не была специально написана для этого балета, как это было раньше. У каждого героя есть своя яркая, танцевально-выраженная индивидуальность.

Образ Анюты сперва по-детски наивен, в процессе трансформируется уже в достаточно осознанную героиню, понимающую чего она хочет от жизни. Не каждой балерине удается ярко и четко передать эту психологическую трансформацию. Чехов писал: «Доколь?! Доколь она будет <…> ухаживать за пьяным отцом, штопать братьям чулки, ходить на рынок, и, когда хвалили её красоту, молодость и изящные манеры, ей казалось, что весь свет видит её дешёвую шляпку и дырочки на ботинках, замазанные чернилами» [1], а далее терпеть выходки мужа, в своем то юном возрасте?!

В спектакле, который я посетила 30 января в Мариинском театре, Надежда Батоева безукоризненно справилась с техникой. Тарантелла в ее исполнении прозвучала, как вихрь или глоток свежего воздуха, ворвавшийся на бал и взбудораживший все окружение. Изумительное музыкальное и техническое исполнение этой роли не вызвало у меня никаких вопросов, кроме только артистической стороны. Немного мне не хватило эмоции, возможно, это связано с тем, что, готовясь к просмотру этого балета, к своему несчастью, решила прочитать аналитические статьи о психологии поведения чеховских героев в рамках этого произведения. И это исказило мое восприятие балета. Хотя другие главные герои были весьма убедительны в своих партиях.

Вводная роль Студента, которой нет в чеховском произведении, очень гармонично вписывается в это балет. Без этого персонажа, Анна казалась бы и воспринималась зрителю, безнравственной, беспринципной и циничной. Хотя имеем ли мы право ее осуждать, так как не жили её жизнью. А так, в глазах зрителя и в раскрытии образа героини, благодаря Студенту в ней проявляются зачатки теплоты, нежности, и любви, которые дарят надежду и веру в то, что в Анне есть, все-таки что-то светлое и доброе.

Артисты кордебалета пару раз забыли, что на сцене видно всех, и если они думают, что стоя в последней линии на балу, они отыграют в пол-лица и корпуса, и их не увидят, то они заблуждаются. Поэтому, когда захлопнулась дверь за Анной и Графом, где кордебалет был основной движущей силой этого действа, хотелось большего высмеивания, перешептывании, переглядывании, обсуждения сложившейся «адюльтерной ситуации». Однако спустя какое-то время они вошли в игру.

И как не сказать, об одном из ярчайших персонажей этого балета – Модесте Алексеевиче. Эта партия для артиста балета, просто находка, данная роль оснащена не только техническими сложностями, которые необходимо исполнять с накладным животом, а это и прыжки, и вращения, также в ней можно продемонстрировать все свои актерские таланты и навыки в полной мере.

Ах, какова эта роль! Она блестяще удалась Максиму Изместьеву. Карикатурно-пародийный образ чиновника, который ради собственного положения и карьерного роста, готов быть рогоносцем, но с заветным орденом «Святой Анны» на шее. Чиновничьи сцены, а-ля сатира на социальные темы засилья бюрократии, гротескное высмеивание «вертикали власти», патетичное снаружи и трагикомичное внутри, сделано просто превосходно. Каждый раз, когда смотрю этот балет, поражает как точно совпадает, музыкальный и хореографический материал.

Следующий герой, отец Анны – Петр Леоньтевич, несчастный, спивающийся, сломленный обстоятельствами жизни человек. Очень гармонично воспроизвел образ этого чеховского персонажа, Александр Сергеев. В одном из своих интервью Сергеев сказал, что Владимир Васильев, придает огромное значение жестам, их должно быть видно, и они должны быть говорящими. В этот момент мне вспомнилось, как во время репетиции, перед премьерой балета «Анюта», в другом театре нашей России, балерина в одной из мизансцен сделала жест «от себя», помощник хореографа остановил репетицию и сказал, чтобы она так больше не делала, потому что каждый жест балетмейстера выверен и его менять нельзя, так как теряется смысл и контекст происходящего. Как хочется, чтобы в каждом балете этому всему уделялось такое пристальное внимание.

В балете «Анюта» нет ничего пустого в происходящем: дети, играющие на улице, шарманщик, дворник, спящий на лавочке, все они создают простую, банальную, провинциальную жизнь. Персонажи, сидящие в углу и играющие в карты, пьющие шампанское или захватившие с собой вазу с фруктами, во время бала придают неуловимый шарм этому балету, и делают его живим, в меру юмористичным и в тоже время лирическим.

В нем все продумано и оправдано. И если у вас будет возможность, то обязательно посетите этот балет, в котором все ясно и понятно без слов!

1. Чехов А.П. Анна на шее – читать

Журнал "Театральный альманах Art Center Curium Dance"
Дата печати 06.03.2023
Ксения Царегородцева – балерина, педагог, молодой ученый
ссылка на издание

Ксения Царегородцева – солистка балета Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Эрика Сапаева, заслуженная артистка Республики Марий Эл, кандидат педагогических наук, лауреат театральной премии имени Йывана Кырли, участница международных конкурсов, доцент кафедры хореографического искусства Гуманитарного университета профсоюзов.


«Кто боится, тот стоит на месте»

К. Царегородцева


Я.Г.: Сегодня уверенно можно сказать, что ты практик и теоретик, что немаловажно в профессии педагога. Но сперва традиционный вопрос, но все же как в твоей жизни появился балет?

К.Ц.: С детства я была активным, подвижным ребенком. Мне все всегда было интересно узнавать что-то новое, особенно любила театр. Вся моя жизнь была связана с театром, наверное, поэтому путь, по которому пошла – логичен. Когда я была маленькой, моя мама работала в Республиканском театре кукол, далее она перешла работать в Русский драматический театр им. Г. Константинова, потом уже в Марийский Государственный театр оперы и балета им. Э. Сапаева. Наш город Йошкар-Ола не большой, но очень театральный. Я пересмотрела все постановки, которые шли в этих театрах, пока была возможность. Так что смело можно говорить, что я была театральным ребенком в широком смысле слова. Когда включалась музыка дома, то я начинала конечно же танцевать, и мама видела, как мне это доставляло удовольствие. И она решила попробовать отдать меня в балет. Первые свои шаги на сцене я начала делать в 8 лет в хореографической студии при театре Марийском Государственном театре оперы и балета им. Э. Сапаева Каждое утро к 8.30 мы все бежали на класс к народной артистке республики Марий Эл, директору балетной труппы Комлевой Ольге Петровне, которая всегда на уроках давала нам что-то новое и интересное, а потом мы репетировали фрагменты из балетов, в которых участвовали. На тот момент в нашем городе не было профессионального хореографического училища и поэтому в спектаклях выходили воспитанники студии. Так я познакомилась с балетом более близко и ощущение сцены, её пространства, атмосфера не смогли меня отпустить.

Я.Г.: Все-таки почему балет, а не театр кукол, драматический, музыкальный?

Когда у нас в городе при Центре образования № 18, открылось отделение «Хореографическое искусство», благодаря Иванову Константину Анатольевичу, премьеру балета Большого театра и Пейсаховичу Григорию Ефимовичу, генеральному директору школы, где дети могли получить профессиональное хореографическое образование и специальность «Артист балета», то конечно же решили пробовать поступать. Но не так все просто было, как казалось мне раньше, кроме огромного желания, музыкальности и танцевальности, необходимы были профессиональные данные: выворотность, шаг, гибкость, форма, подъем. Всего этого у меня было по минимуму. И с этого момента, можно сказать фразу: «Добро пожаловать в реальность».

Я.Г.: Обучение давалось легко?

К.Ц.: Учеба давалась мне нелегко, каждый день это была борьба сама с собой. Нужно было все данные, которые не дала природа, развивать через боль и силу. В начале это было тяжело, хотелось все бросить, но желание быть хорошей балериной брало верх. Со временем, ты приучаешь себя приходить заранее чтобы разогреться, делать вспомогательные упражнения для развития данных, также дополнительно занималась индивидуально с педагогом, как по гимнастике, так и по классическому танцу, и уже через какое-то время, потихоньку начали появляться результаты. Конечно, против природы не попрешь и свои формы от природы не переделаешь, но мой педагог Окулова Валентина Михайловна, всегда нам приводила примеры балерин, которые тоже не были одарены данными, но при грамотном подходе, подаче себя на сцене становились ведущими балеринами. Так с 14 лет я начала увлекаться методикой классического танца, мне стало важно понять, суть движения, что откуда, зачем, почему и как? И конечно все что я узнавала из книг и передач, я испытывала на себе.

Я.Г.: Так вот откуда тяга к науке и педагогике!

К.Ц.: Возможно, никогда не задумывалась над данным вопросом. Мой педагог Окулова В.М. необыкновенная женщина, она привила мне любовь к преподаванию, хотя вначале мы все грезим о сцене, но сейчас я получаю удовольствие уже от преподавания. В 2005 году с красным дипломом я окончила отделение «Хореографическое искусство» и сразу была принята в труппу на положение ведущей солистки Марийского Государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева. Мы с первого курса уже активно были заняты во всех спектаклях и поэтому, придя в театр у меня уже был определенный багаж партий, и на тот момент даже в мыслях не было связывать свою жизнь с другим театром или городом.

Я.Г.: Бывали ли у тебя периоды, когда возникало острое желание все бросить?

К.Ц.: За время работы в театре, мне кажется, у всех артистов бывают различные периоды в их творческой жизни, наверное, самое главное в этой ситуации делать свою работу и делать её хорошо, не обращая внимания на то что происходит, хотя чаще всего это бывает невозможно. В моей творческой жизни мне повезло, у меня была возможность поработать с такими выдающимися профессионалами своего дела, как Алексидзе Георгий Дмитриевич, Майоров Генрих Александрович, Май-Эстер Мурдмаа, Марков Игорь Александрович, Глухов Павел Александрович и другие потрясающие хореографы, и артисты балета. И конечно же я многому научилась от нашего художественного руководителя, Иванова Константина Анатольевича.

Я.Г: Учитывая твое стремление к науке, то и к партиям, вероятно, ты готовилась планомерно и основательно?

К.Ц.: Когда готовила новые партии или даже продумывала старые, всегда искала литературу про мою героиню, смотрела интервью других балерин, кино, балеты в постановках разных театров, всегда было интересно, что каждая балерина привносит своего в ту или иную роль, и что могу привнести в нее я. Хотя конечно есть такие партии, для которых без жизненного, внутреннего багажа, сложно донести содержание танца. Для меня такой ролью была Цыганка в балете «Дон Кихот». Первый раз я вышла в этой партии, когда мне было 18 лет, где мне нужно было изобразить женщину с глубокими, внутренними переживаниями и страданиями. Если говорить объективно: где я их могу взять, если их не было? Только изобразить, так как я их понимаю и как это проговаривал со мной мой педагог репетитор. Я помню мне даже после премьеры сказали: «Проскакала радостно, задорно». Я даже тогда обиделась, я так старалась, всю душу вложила. И конечно, спустя время я поняла, как мои педагоги были правы. Даже самой сейчас смешно, что это были за ребячьи танцы. Все ж, может быть раньше были правы балетмейстеры, когда не допускали до серьезных, эмоциональных партии артистов моложе 25 лет. Для некоторых ролей нужна большая внутренняя наполненность, так как балет – это не просто голая техника, но драматическая составляющая в нем всегда присутствует.

Я.Г.: Есть ли у тебя желание сегодня что-то еще станцевать и с кем из балетмейстеров поработать?

К.Ц.: В настоящее время мне бы очень хотелось поработать с современной хореографией, классической хореографии в моей жизни было достаточно. Очень давно, в 2015 году, у нас в театре был Федеральный проект «Дебюты молодых хореографов», в нем участвовала Ольга Васильева, тогда еще начинающий балетмейстер. Она поставила номер на пару наших ведущих артистов балета «Reminiscence». У меня до сих пор мурашки от этого номера, вот его бы я с удовольствием станцевала и с ней бы поработала.

Я.Г.: Ты всегда хотела получить высшее образование в области хореографии? Не думала сменить направление?

К.Ц.: Конечно, я не стала останавливаться на своем образовании и ограничиваться корочкой – «Артист балета», я очень хотела поступить на специальность Педагогика-балета в Московскую Государственную Академию Хореографии, но, к сожалению, произошла накладка с выдачей дипломов и я не успела подать документы на поступление по данному направлению. На тот момент у меня даже не возникало никаких сомнении, мне нужно поступить в МГАХ. Я с детства часто бывала в Москве, всегда ходила на балеты в Большой театр, поэтому выбор учебного заведения был очевиден.

Так как произошла накладка с подачей документов, то чтобы не терять год, я решила вместе со своими однокурсницами поступить в Марийский Государственный Университет на факультет «Педагогики и Психологии» по приглашению декана Моровой Натальи Сергеевны на специальность «Социальный педагог». А на следующий год я уже поступила в МГАХ. Так и начались сумасшедшие несколько лет моей жизни, когда я училась параллельно в двух вузах, танцевала ведущие партии, а на второй год моей учебы в МГАХ, Иванов Константин Анатольевич предложил мне на отделении «Хореографическое искусство», как молодому специалисту взять класс девочек и уже полученные мной знания применять активно на практике. И с 19 лет, я начала свою профессиональную педагогическую деятельность. Было совмещать все не просто, но вертелась крутилась, не спала ночами, умудрялась совмещать сессии, репетиции, преподавание и еще гастрольную деятельность.

Я.Г.: Есть ли в твоей творческой биографии любимая партия?

К.Ц.: Если говорить про любимые партии, то каждую люблю всей душой, но наиболее близки мне: Мирта «Жизель», когда в выходе нужно создать имитацию дымки, тумана, который начинает застилать пространство и в процессе превращается в стихию, которая все сносит на своем пути; Лиза в «Тщетной предосторожности», партия сестер Злюка и Кривляка в балете «Золушка», Цыганка в «Дон Кихоте». С моим темпераментом я обожала танцевать испанские танцы, про меня даже шутили «Заслуженная испанка Республики Марий Эл». Когда подросли мои ученицы мы с ними вместе выходили на сцену, это было так символично, я танцевала в «Баядерке» Ману (танец с кувшином), а они двух девочек. Это были такие приятные, волнительные моменты и для меня, и для них.

Я.Г.: Как удалось совмещать все и работу с учебой, и семью?

К.Ц.: Совмещать работу и учебу было нелегко, но мне нравился этот ритм. Мне нравилось в МГАХ узнавать все новое, чего я раньше не знала и потом сразу приезжать к своим ученицам и применять все на практике, а если возникали какие-то затруднения по технике исполнения, то я всегда могла проконсультироваться с педагогами МГАХ, это был бесценный опыт. Видя мои успехи в преподавательской деятельности, мне доверили вести еще один курс девочек. Так как я взяла их с первого курса, то мы не сразу с ними смогли найти взаимопонимание, им были непривычны мои замечания, комбинации и подход, но в последствии мы пришли к общему знаменателю. И это был мой первый выпуск, через два года выпустила еще один, который я вела все восемь лет их образовательного, профессионального пути. Они учились, и я училась вместе с ними. Сейчас мои ученицы танцуют ведущие партии в балетах нашего театра, а также других региональных и столичных театрах.

В связи с реформой в образовании, заочное образование продлили на год, сдача государственных экзаменов в МГАХ и защита диплома в МарГу, наслоились друг на друга. Я уже никогда не забуду эти даты: 18 и 19 января. Потому что 18 января я сдавала государственный экзамен по «Методике преподавания классического танца» в Москве, а 19 января в 9 утра уже стояла за кафедрой в Йошкар-Оле и защищала диплом, и уже вечером поехала обратно в Москву, потому что был второй государственный экзамен по «Методике преподавания народно-сценического танца». После того, как я окончила университеты. Я решила сделать небольшую паузу в своей образовательной деятельности.

Я.Г.: После всего пережитого, откуда возникло желание поступать в аспирантуру?

К.Ц.: Идти в аспирантуру и писать диссертацию, мыслей после учебы не было, но понимание того, что это необходимо, этого требуют обстоятельства и времена, да и скорее всего я из той категории людей, которым постоянно что-то нужно, где-то зудит и хочется объять необъятное. Поэтому я снова пришла к декану факультета «Педагогики и Психологии» Моровой Наталье Сергеевне и попросила стать ее моим научным руководителем в написании диссертации. Поступила в аспирантуру и начался новый, другой интересный, научный этап в моей жизни. Необходимо было писать научные статьи, участвовать и выступать на различных конференциях, совмещая при этом работу в театре, как артистка балета и педагог, мне уже начали доверять вести артистические уроки, и преподавание на отделение «Хореографическое искусство» никто не отменял. Тут я очень благодарна своей семье, которая всегда поддерживала меня, обучение в аспирантуре совпало с рождением дочери. Нужно было умудриться совместить все это, так что, если бы не моя семья, я не знаю, как бы я крутилась в этих ситуациях.

Во время моего обучения в аспирантуре, в Марийском Государственном Университете, благодаря усилиям Иванова Константина Анатольевича открывается направление подготовки «Педагогика-балета», и после того, как я защитила диссертацию и получила ученую степень «Кандидата педагогических наук», мне дали вести специальные дисциплины на данном направлении, так начался мой педагогический путь уже в высшей образовательной организации.

Я.Г.: Что тебя больше привлекает в педагогике хореографии?

К.Ц.: Мне всегда интересно узнавать новые различные подходы и методику преподавания в балетном искусстве, принцип построения комбинации, какими способами педагог добивается от исполнителя правильность исполнения движения, и как преподают классический танец в Европе. Поэтому я уговорила свою подругу съездить со мной на летнюю стажировку для педагогов в «Royal Ballet School» (Лондон). Это был потрясающий опыт, я увидела новые связки в движениях, другие подходы и приемы, которые я начала применять своей профессиональной танцевальной и педагогической деятельности.

Я.Г. Как произошел переход от артистки балета к педагогике?

К.Ц.: 2019 год для меня выдался очень насыщенным на события. Я получила разрыв ахиллового сухожилия, прямо на спектакле, в партии моей любимой Мирты. Это случилось в начале лета, а в конце года наша балетная труппа всегда едет на гастроли в Германию. И вот лежу я в палате перед операцией и врач, потрясающий специалист своего дела Муллин Руслан Ильдусович, рассказывает мне о том, что произошло, какие последствия, и какой период реабилитации меня ждет, и что в октябре месяце я могу начинать уже пробовать ходить. На это всё я ему отвечаю, что мне в начале декабря ехать на гастроли нужно и в октябре я уже планирую начинать входить в форму, а не пробовать ходить, это же возможно? Я до сих пор помню его выражение лица, на котором ясно читалось: «Она не понимает серьезность травмы» и его очень тактичный ответ: «Ксения, давайте сделаем операцию, а там уже будем смотреть». Я все-таки поехала на гастроли в декабре. Все, кто получал серьезные травмы знают какой это долгий и мучительный процесс, и если пациент хочет жить, то врачи бессильны.

Я.Г.: Звание и ученая степень настигли тебя в одно время?

К.Ц.: В этом же году я получила почетное звание «Заслуженный артист республики Марий Эл», а также получила ученую степень «Кандидат педагогических наук»

Я.Г.: Почему ты предпочла именно Петербург и как тут сложилась твоя судьба?

К.Ц.: Иногда мы думаем-предполагаем, что жизнь должна идти так, но различные ситуации вносят свои коррективы, и твое течение меняется, так произошло и с моей жизнью, я переехала в Санкт-Петербург. Новый этап-новая история.

Я очень благодарна заведующему кафедры хореографического искусства СПбГУП Бойкову А.Н. и заведующей кафедры хореографии СПбГИК Громовой Е.В., которые взяли меня на работу и дали возможность развиваться дальше, как профессионалу.

Санкт-Петербург – это потрясающий город, с великолепной архитектурой и он является колыбелью балетного искусства, с его академизмом и традициями, которые сохраняют свое исключительное значение в развитии мировой культуры танца и сейчас.

Я.Г.: В прошлом году ты выпустила учебное пособие «Основы реализации сценической практики на уроках классического танца», как родилась идея?

К.Ц.: За время работы со студентами, да и когда тоже сама была студенткой, столкнулась с тем, что когда необходимо составить комбинацию по классическому танцу, то часто возникают сложности. Комбинации по классическому танцу – это не случайный набор движении, каждый несет из них определенную смысловую нагрузку на определенную группу мышц и способствует развитию каких-либо определенных навыков: координация, вращение, силы и др. Учитывая все эти нюансы, мне пришла в голову идея написать учебно-методическое пособие «Основы реализации сценической практики на уроках классического танца».

В первой части представляю фундаментальные движения классического танца: plié, relevé, battement tendu, rond de jambe, port de bras. При их описании я опиралась на знания ведущих педагогов классического танца: Ваганова А.Я., Базарова Н., Мей В., Тарасов Н.И., а также опиралась на свои личный педагогический опыт.

А вот, во второй как раз приведен пример комбинации. Есть прекрасные учебники с комбинациями у Костровицкой В.С. «100 уроков классического танца», которые потрясающе развивают силу, у Мессерера А.М. «Уроки классического танца», рассчитанный на артистические уроки, а у артистов на уроке немного другие задачи, Головкиной С.Н. «Уроки классического танца в старших классах» и др.

В моем учебно-методическом пособии комбинации составлены на основе вариации из классического наследия, а также они дополнены фотографиями движении, что позволяет более доступно донести материал. Многие педагоги при подготовке с артистами партии используют связки из вариации или номеров в комбинациях, на уроках классического танца. Это дополнительно позволяет отработать технические моменты, чтобы с легкостью их исполнить во время спектакля. Именно эти задачи я преследовала при написании своего пособия, как помощь начинающим педагогам. Хотя возможно и профессионалы, найдут для себя в нем что-то интересное.

Я.Г.: Недавно на карте города появилась твоя авторская студия YCDI, в чем особенность преподавания?

К.Ц.: Совсем недавно я открыла свою балетную студию YCDI или You Can Do It, она находится на Садовой, 34. В ней пока преподаю только я, но со временем планирую расширить направления и педагогический состав. В моей студии есть такие направления как: Балетные линии, Балетная осанка, Классика, Пуанты и совсем недавно я освоила направление PortDeBras. За всю свою профессиональную деятельность я не раз получала различные виды травм, да и сейчас уже все профессиональные артисты балета понимают, что чтобы тело служило долго, без травм, и было более выносливым одного урока классического танца для поддержания профессиональной формы недостаточно, поэтому вопросом комплекса дополнительных упражнении по поддержанию своего здоровья и формы, я начала интересоваться в возрасте двадцати трех лет, когда мне поставили диагноз грыжа межпозвоночных дисков. Это достаточно распространенная травма среди профессиональных спортсменов, и как приговор – танцевать вам без корсета категорически запрещено. Тогда я первый раз пришла в спортзал, к тренеру сборной РФ по пауэрлифтингу среди инвалидов Спириденко Владимир Алексеевич У него потрясающая методика по восстановлению спортсменов после травм: щадящая, мягкая и очень эффективная. Он меня многому научил, объяснил, что и как работает в спорте, новые подходы, приемы. Через год, я уже танцевала без корсета, и тьфу-тьфу-тьфу, я уже забыла эти ощущения, когда от спины идут прострелы в колено, что ты не можешь ходить не то что танцевать. И после разрыва ахилла, я тоже благодаря ему быстро восстановилась. Ходила в спортзал, как на работу, каждый день по 5 часов там проводила. Поэтому боли своих клиентов и проблемы, с которыми они ко мне приходят я знаю не понаслышке.

Все свои знания, что в области балета, что спорта, и даже других видов искусства и медицины, применяю активно на практике. В целом я люблю искать, узнавать что-то новое, синтезировать это между собой или наоборот думаю, а как это можно совместить.

Я.Г.: Есть ли у тебя творческие планы на грядущий год?

К.Ц.: Готов к выпуску видеокурс балетных фитнес тренировок, появились новые идеи для следующего пособия, есть задумка еще одного совместного проекта с моей клиенткой. Скучать некогда, только бы было на все время.

Газета "Марийская правда"
Дата печати 14.11.2019 ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА МАРИЙ ЭЛ КСЕНИЯ ЦАРЕГОРОДЦЕВА: "БАЛЕРИНА - ЭТО ОСОБЫЙ СТАТУС..."
АВТОР: МАРИНА ОЛЕНЕВА
«Одной техникой мир не покорить. И сегодня, и лет через сто танцем надо будет, в первую очередь, растрогать душу, заставить сопереживать...», - говорила Майя Плисецкая. Эти слова в полной мере относятся к моей сегодняшней героине, ведущей солистке балета Государственного академического театра оперы и балета им. Э. Сапаева Ксении Царегородцевой.
Она встретила меня с лучезарной улыбкой и… на костылях! Увидев хрупкую, симпатичную девушку в таком положении, я еще раз убедилась в том, что какая все-таки тяжелая и травмоопасная профессия у балерины. Пока мы поднимались в гримерку (на лифте), Ксения мне рассказала, как и где получила это очень серьезное повреждение ноги. Но об этом чуть позже. Сначала о детстве, самодисциплине, любимой профессии, тяге ко всему новому, педагогике и о сумасшедшей энергетике этой молодой, но очень сильной женщины.

ОДНОГО ЖЕЛАНИЯ МАЛО
Ксения родилась в Йошкар-Оле. Девочка с детства была очень подвижным, активным, любознательным ребенком. Но особой страстью с раннего возраста стали танцы: как только включалась в квартире музыка, так сразу маленькая Ксюша пускалась в пляс.
Такие семейные концерты случались часто, но в тот момент никто из близких да и сама юная танцовщица, не думали, что это увлечение может стать делом жизни, хотя девочка и занималась в хореографической студии при театре оперы и балета им. Э. Сапаева. В возрасте 9-10 лет мы редко думаем о будущем, мы мечтаем и видим себя один день – врачом, другой - продавцом мороженного, третий - учителем. Только наши родители в этот период способны рассмотреть, оценить наши способности и склонности. Так случилось и с маленькой Ксюшей.
Ее мама Людмила Алексеевна, увидев выступление дочери на выпускном после окончания третьего класса, вдруг поняла, что ее девочка очень артистична, музыкальна и комфортно себя чувствует на сцене! К тому же тогда в Йошкар-Оле открывалось отделение хореографического искусства при школе № 18, куда и поступила 10-летняя Ксения. Поступить - поступила, но даже и не предполагала, с какими трудностями ей придется столкнуться и как на их преодоление повлияет характер юной балерины.
- Учеба давалась мне нелегко, - вспоминает Ксения. – Как оказалось, одного желания стать балериной, недостаточно. Необходимо еще иметь определенные данные. Гибкость, вывортность, шаг, артистизм, чувство ритма, музыкальность и прыжок – вот на это педагоги очень пристальное внимание обращают, когда отбирают учеников. С артистизмом, музыкальностью, ритмом и прыжком у меня проблем не было, а вот над гибкостью, вывортностью и шагом я тружусь всю жизнь. Артист балета сам отвечает за свое тело, поэтому ежедневная работа над собой – это залог будущего и настоящего успеха. В начале учебы я плакала, было больно, но постепенно к боли привыкаешь, особенно если есть мечта стать хорошей балериной. Конечно, такие фанатки балета, как я, дополнительно занимались с преподавателем по гимнастике, которая нас растягивала, помогала нам слушать свое тело, учила настраивать этот «инструмент». Но я глубоко убеждена в том, что у человека, выбравшего непростой путь артиста балета, должна быть строжайшая самодисциплина. Без этого качества остаться в нашей профессии невозможно.

ТЕМПЕРАМЕНТ И СТРАСТЬ
Сказать, что Ксения Царегородцева работала над собой, как «универсальный солдат», нельзя. Были моменты, когда ей хотелось все бросить, уйти, забыть… Но предать мечту стать балериной девочка не могла. К тому же сильный характер не давал сойти с выбранного пути. Главный педагог и основатель профессиональной балетной школы в республике, нынешний министр культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл, а тогда – известный артист балета Константин Иванов морально очень поддерживал юную танцовщицу, потому что видел в ней большой потенциал, а совсем не потому, что она его младшая двоюродная сестра.
- Быть родственницей такого известного человека – это большая ответственность, - говорит Ксения. Я не имею права его подводить, потому что все знают кто ты, откуда ты и смотрят на тебя через лупу. Поэтому приходится работать вдвойне. Ведь что могут простить одному, не прощают другому. Надо всегда помнить об этом.
Курс, на котором училась девушка, был не только первым в республике, но и экспериментальным. Уже с 14 лет будущие артисты были задействованы почти во всех репертуарных спектаклях театра. Это очень помогало им в освоении профессией. Теория и практика шли постоянно рядом, у каждого был шанс обратить на себя внимание, боязнь сцены быстро исчезала. Ученики постепенно привыкали к своей будущей жизни.
Ксения первый раз вышла на сцену, когда ей было всего 8 лет. Балет «Дон Кихот» стал для нее дебютным. Да и сейчас один из ее самых ярких образов, воплощенных на сцене, – это Цыганка в том же «Дон Кихоте». Темперамент, буйство эмоций, страсть – все это Царегородцева с легкостью транслирует в зал.
Она обладает еще и талантом характерной драматической актрисы. Романтическая героиня, девушка воздушная, но без внутреннего стержня – это не амплуа Ксении. Все ее персонажи, пусть и не главные, девушки яркие, со своей историей, притягательные и совсем неоднозначные. Балерина всегда очень ответственно подходит к работе над ролью. Пересматривает много видеоматериалов, перечитывает литературу, старается придать будущему образу максимальную достоверность и узнаваемость. Колоссальная энергия актрисы, ее природный темперамент не могли остаться незамеченными: она станцевала почти все возможные партии цыганок, испанок, других «горячих» девушек. За это друзья стали называть Ксению Царегородцеву «заслуженной испанкой Республики Марий Эл».
СТИМУЛ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

- «Нежная» классика – это, безусловно, хорошо и красиво, - продолжает балерина. – Но мне ближе характерные героини, у которых эмоции бьют через край. Я обожаю танцевать такие партии, обожаю заряжать зал своей энергией и, когда вижу отдачу от зрителей, получаю огромное удовольствие. Мы ведь выходим на сцену именно для того, чтобы услышать в конце спектакля гром аплодисментов, увидеть восторженные глаза поклонников. Такой энергетический обмен – главный стимул для творчества.
Лиза в «Тщетной предосторожности», Кривляка в «Золушке», Цыганка в «Дон Кихоте», Мирта в «Жизели». Каждая партия детально продумана. Создан единый, объемный образ, и не просто схематически, а виртуозно исполненный. В итоге - яркая роль! Видно, что на сцене живет персонаж. Именно живет, а не технически грамотно двигается.
На этом Ксения могла бы остановиться, совершенно достойно прожить короткий балетный век. Но останавливаться на достигнутом – это не про нее. Желание постоянно идти вперед, жажда новых знаний и любознательность привели балерину за студенческие парты. Причем за две одновременно: она умудрилась параллельно учиться в местном университете на социального педагога и в Московской академии хореографии на педагога-хореографа. Как девушке удавалось совмещать работу в театре, учебу в двух вузах и преподавание в школе, я могу себе только теоретически представить. А она, вспоминая те годы, лишь улыбается и сетует, что в сутках только 24 часа.
- Я никогда не забуду, как сдавала выпускные экзамены, - вспоминает Ксения. – 18 января в Москве был госэкзамен по классическому танцу, в этот же день я поехала в Йошкар-Олу, 19 января утром здесь защитила диплом, вечером поехала обратно в Москву, потому что нужно было сдавать экзамен по народному танцу. Как мне все это удавалось, я не знаю. Наверное, благодаря характеру.

ОСОБЫЙ СТАТУС
Но и на этом балерина не остановилась. В 2019 году она защитила диссертацию и получила степень кандидата педагогических наук! Больше чем уверена – это не последнее научное достижение Ксении Царегородцевой. Она уже 12 лет учит будущих артистов балета в лицее «Бауманский», а с сентября начнет преподавать в МарГУ. Помимо насыщенной профессиональной деятельности, у нее есть еще одна очень важная миссия – она любящая жена и мама очаровательной двухлетней дочки, которая называет себя только Анастасией Михайловной. Девочка прекрасно знает, кем работает ее мама, с удовольствием ходит в театр и хочет тоже стать балериной. Ксения пока не очень серьезно относится к заявлению дочери, но говорит, что если у нее будут определенные данные, то она не станет ее отговаривать встать на пуанты.
- Балерина – это особый статус, - говорит Царегородцева. - Мне кажется, что лучше профессии для девушки не найти. И даже большие физические нагрузки, травмы, боль не могут меня заставить думать по-другому.
Кстати, про травмы. Чуть больше месяца назад на спектакле «Жизель», в котором Ксения танцует свою самую любимую партию Мирты, повелительницы вилисс, она порвала Ахиллово сухожилие. Травма очень серьезная, а для балетных - просто опасная. После операции девушка в гипсе, но очень надеется, что уже в декабре сможет выйти на сцену! Чтобы не потерять форму из-за ограниченности движения, она каждый день разрабатывает здоровую ногу и другие мышцы. А гантели взяла в руки уже на следующий день после операции! Еще один штрих к ее характеру.
Очаровательная, хрупкая, всегда улыбающаяся, но со стальной волей и твердым характером молодая женщина, желающая, по возможности, объять необъятное, не привыкшая останавливаться на достигнутом, талантливая, яркая, харизматичная актриса, мама, жена, дочь, педагог - все это про нее одну, «заслуженную испанку Республики Марий Эл» Ксению Царегородцеву.

PS Пока материал готовился к публикации, балерину ждало очередное признание творческих заслуг - Глава Марий Эл Александр Евстифеев подписал указ о присвоении Ксении Александровне почетного звания «Заслуженный артист Республики Марий Эл».

Ссылка на источник

Телевидение
Программа Нины Велижевой "Театральный подъезд"
Программа Ирины Молокановой "Профессии"
Телеканал "РЕГИОН 12". Информационная программа "12. Новости республики". Выпуск от 23 марта 2016 г.
Made on
Tilda